logotype

Главная Продукция Публикации Библиография
Главная
Продукция
Публикации
Библиография

Полиол

История ароматерапия
Частная ароматерапия
Контакты
 Полиол История ароматерапии Частная ароматерапия Контакты

    

ПОЛИОЛ - золотой стандарт ароматерапии

 

                                                                       

ИСТОРИЯ  ПРИМЕНЕНИЯ ЭФИРНЫХ МАСЕЛ

                               Где вы, о древние народы!
                    
                     Ваш мир был храмом всех богов,
                    
                     Вы книгу Матери-природы 
                    
                     Читали ясно, без очков!..

Ф.Тютчев

 Влияние запахов на психологическое и физическое состояние человека известно с давних пор. Элементы душистых растений найдены в мотивах декоративных рисунков первобытных пещерных людей. Достоверные сведения о том, что люди научились выделять душистые вещества из растительного сырья, относятся к V тысячелетию до н.э. Древнейшим письменным документом, в котором говорится о целебных свойствах растительных запахов,  является клинописная табличка, найденная в Шумере.  В ней упоминаются  мирт,  чабрец,  смола деревьев, а также описаны способы пользования растительными лекарствами. Курительные свечи не только в индийских книгах (VI век до н.э.) и на рисунках в святилище Канхере того же периода, но также в египетском храме Абу Симбел, где найдена картина, на которой Рамзес II  (1324 - 1258  до  н.э.)  жертвует кадила богу Птаху.

В Египте широко использовались  эфирные масла и другие благовония, из-за обладания которыми египетские фараоны не раз вели кровавые войны. Археологи обнаружили флаконы с благовониями в древнеегипетских гробницах, а бальзам, мирра и ладан упоминались еще в Ветхем Завете. Среди них наиболее известна мирра – пахнущая смола различных видов деревьев семейства бурзеровых, растущих на пустынных побережьях Красного моря. Она вытекает из ран стволов, застывая на воздухе комками  неправильной формы, желтого или бурого цвета с приятным запахом и горьким вкусом. Мирра содержит 40-67% камеди, 25-35% смолы миррина, 2-6% эфирного масла миррола, обладает выраженными антимикробными свойствами и в древности использовались для благовонных курений в религиозных обрядах. Из ладанасмолы, получаемой из различных видов ладанника, ароматические вещества высвобождались при нагревании. Отсюда впоследствии и произошел термин «парфюмерия» («per fumum»  латинское «через  дым, посредством дыма»). В гробнице Тутанхамона, например, найдены ароматические вещества, состоящие на 90% из животного мирра и на 10% из масел, бальзамов и смол. Статуэтки и тела мертвых про­питы­вали эфирными маслами и благовониями; в письменных па­мятниках изо­бражены сцены окуривания. Существенно, что мирра и ладан применялись в любое время дна и ночи при молитвах, жертвоприношениях, праздниках или чествованиях властителей. Ладан по своей ценности приравнивали тогда к золоту. В наше время немецкие ученые обнаружили, что ладанник содержит тот же катализатор, что и гашиш, - тетрагидроканнабиол. Последний воздействует на височные доли головного мозга, которые отвечают за наше сознание и способствуют  активной выработке серотонина – биокатализатора головного мозга, замедляющего нервные процессы.

У древних египтян все трупы людей и даже многих животных с целью предохранения от разложения подвергались бальзамированию. При этом опорожнялась полость черепа с замещением мозга ароматическими веществами, удалялись все внутренности, а брюшная полость заполнялась пахучими смолами. Затем производились вымачивание всего трупа в растворах натронных солей  и заворачивание  его в непроницаемые для воздуха ароматизированные ткани. Древнеегипетские жрецы использовали эфирные масла не только для бальзамирования тела, но и лечили им нервные заболевания. По-видимому, наиболее часто для благовоний применяли аир обыкновенный, лишайник, эвернию сливовую, кедр атласский, можжевельники высокий и восточный, кассию, розу и мирт обыкновенный. Душистые вещества очень эфемерны по природе, быстро улетучиваются. Однако древние египтяне нашли способы сохранения ароматов, растворяя их в жирах.

 В Древнем Вавилоне ароматические масла специально добавляли в строительные материалы, из которых воздвигались храмы. При этом противомикробные свойства лимонного, кедрового и миррового масел обеспечивали дезинфекцию в помещении храма. За   600  лет  до  н.э.  вавилонские  купцы поставляли  благовония  в  склянках,   алебастровых  и  фарфоровых  баночках  на  римский  и  греческий  рынки,  а  около  500  г.  до  н.э.  в  Коринфе  существовала  фабрика  благовоний. Последние  в  форме  масел,  мазей,  смол  и  "корней"  были  символами  богатства  и  являлись  одним  из  ценнейших  подарков,  которые,  например,  библейская  царица  Савская  подарила  Соломону.   Подобные  восточные  благовония  находились  среди  даров,  которые  Юдифь  преподнесла  Олоферну. Скифские женщины (по Геродоту), беспокоясь о гигиене и аромате своего тела, толкли кипарис, тмин, кедровое дерево и полученную массу тщательно втирали в кожу.

"В древности явление ароматов соединялось с целительным зна­нием. Жрецы указывали, как пользоваться и в каких случаях приме­нять ароматы. Так можно без всякого колдовства уследить целую лечебную систему, основанную на вдыхании и питании нервной системы через втирание. Неразрывно с ароматами стоит понятие наших эмоций...” - пишут Н. и Е.Рерих. В Коране можно встретить  любопытные слова: "Духи – это пища, пробуждающая дух, а дух – это верблюд,  на котором человек едет и которому удается увлекать".

Греки, арабы, персы и другие народы Малой Азии, а также римляне переняли опыт древних египтян. Ценные сведения о лечебных свойствах эфирных масел полу­чены от знаменитых ученых древности -  Галена, Плутарха, Анакреона.  Например, Гиппократ и его ученики использовали  розовое масло для лечения многих гинекологических заболеваний и на­рушений пищеварения. Плутарх  в " Моралиях"  пишет: "Мирра  -  ее  приятный,  освежающий  дым  готовит  тело  человека  к  блаженству  сна. Неудачи,  преследующие  его  в  течение  дня,  бесследно  исчезают".   Анакреон   рекомендовал  смазывание  головы  душистыми  маслами,  которые  оказывают  благотворное  действие  на  мышление,  решительность  и  чувства. Своей известностью и признанием Гиппократ и труды его школы обязаны их прямому влиянию на развитие западной медицины и фармакологии. Однако многие забывают об учении Диоскорида, расцветшем в начале I века. Близкий друг Диоскорида, врач римской армии по имени Арейус, предложил ему собрать воедино все знания о различных растениях и их лечебных и других свойствах, которые Диоскорид приобрел в своих многочисленных походах с римскими легионерами по разным странам. Так появилась "De materia medica libri quingae" ("Сущность медицины в пяти томах"), ставшая  основой европейской медицины на многие столетия. Сопровождая римскую армию  в походах в Малую Азию,  а также путешествую по Италии, Греции, Галлии и Испании,  Диоскорид приобрел обширные познания в искусстве медицины, которые обобщил в пяти томах. Неудивительно, что именно первый том имел название: "Благовония, масла растительные, мази, деревья."

У индусов, китайцев, японцев развивались свои способы использования ароматических растений для лечения, ритуалов и других нужд. Чаще всего древние  китайцы применяли эфирные масла в сочетании с акупунктурой и массажем. В домах богатых китайцев была специальная комната для приема родов, в которой жгли полынь, чтобы умилостивить дружелюбных богов и помочь роженице расслабиться.  Конфуций   в  одной  из  своих  книг писал  о  значении  хорошего  запаха:  " Твоя  добродетель,  как духи,  которые  придают  красоту  и  удовольствие  не  только  твоему  сердцу,  но  и  тем,  кто  тебя  знает". Другой китайский  философ  Ван  Вей  периода  династии  Тан   так  пишет  своему  ученику:  "Духи...  действуют  на  тебя  очищающе  и  восстанавливающе,  укрепляя  твою  энергию  и  наполняя  твои  мысли  спокойствием  и  умиротворением".

 Изобретение алхимиками перегонного куба дало новый толчок к получению ароматических веществ. Известный  ученый  и  врач  Авиценна  (Ибн-Сина),  который  признан  творцом  применяемого  до  сегодняшних  дней  метода  получения  эфирных масел  из  растений  путем  дистилляции  с  водяным  паром,  так  писал  о  розовом  масле:  " … оно повышает  возможности  разума  (мозга)   и  увеличивает  скорость  мышления". Считается, что именно Авиценна первый получил розовую воду – дистиллят из розы столистной. Арабы ввели в парфюмерию мускус, неизвестный египтянам, оказавшийся прекрасным фиксатором эфирных масел. Удерживая летучие вещества, он медленно освобождает их в среду, обеспечивая стойкость запаха.

В средние века норманские завоеватели принесли с собой обучай усыпать пол в жилищах пахучими растениями для предупреждения инфекционных болезней. С этой же целью крестоносцы в походах носили высушенные эфиромасличные растения.

После разработки технологии получения спирта в нем начали рас­творять эфирные масла. Первые известные духи этого типа – "венгерская вода" – раствор масла розмарина в 92% этаноле. Их создательницей    была   происходившая  из рода Пястов  коро­лева  Елизавета. В  лондонской   фармакопее  1683  года  читаем: "Эта  вода,  а  точнее   настойка,  к  удивлению,  годится  против  всех  простудных  и  вызванных   влажностью  заболеваний,   заболеваний  головы,  апоплексии,  головокружения,  летаргии,  паралича,  нервных  заболеваний,  ревматизма,  спазм,  аллергии,  конвульсий, утраты  памяти,  слабоумия,   комы,  сонливости,  глухоты,   шума  в  ушах,   нарушения  зрения,  коагуляции  крови,  болей  головы,   вызванных  вялостью,  плохим  настроением.  Успокаивает  зубную  боль,  боли  и  слабости  желудка,   лечит  воспаление  легких,  потерю  аппетита  и  травления,  болезни  печени,  селезенки,  кишечника,  матки.  Принимает  и   сохраняет  естественное   тепло,    обновляет  способности  и  функции   тела,  даже  в  старости.  Немного  существует  средств,  дающих  так  много  хороших  эффектов.    Употреблять  внутрь  в  вине  или  воде,   протирать  виски,  вдыхать  ноздрями".  Вскоре получила популярность "Ëлавандовая вода", применяемая не только как духи, но и как отличное антисептическое средство для наружного и внутреннего употребления.

В начале Ренессанса Италия была признанным центром фармакологии и парфюмерии (эти отрасли тогда развивались вместе). В то время многие растения завозились из других стран, а итальянские города были настоящими экспериментальными станциями. Во Франции парфюмерное производство достигло наибольшего рас­цвета в XVII- XVIII  веках. Сырье выращивалось не только во Франции, но и в тропических колониях.

Благодаря надежному антимикробному действию эфирные масла издревле применялись для борьбы с инфекциями и эпидемиями. Наглядным примером этому может служить тот факт, что в XVIII веке жители английского Буклесбэри спаслись от мора из-за того, что поселок был центром производства и торговли лавандой: воздух, насыщенный этим маслом, обладал дезинфицирующим свойством. Известно также, что средневековые парфюмеры из центра эфирных масел в Грассе (юг Франции) редко подвергались опасности во времена эпидемий холеры и других инфекционных заболеваний. Не болели они и туберкулезом, хотя эта болезнь носила чуть ли не повальный характер. Позднее обнаружили, что масло лаванды угнетает рост туберкулезных бацилл.

Летучие растительные вещества издревле использовались при лечении различных заболеваний. Окуривания и примитивная ингаляция известны в народной медицине многих стран. Так,  в русской и украинской народной медицине траву чистотела большого использовали для "подкуривания от падучей болезни", бодяком обыкновенным окуривали детей от испуга, листья дурмана обыкновенного курили от одышки, синеголовником полевым окуривали рожениц при трудных родах, семена белены черной употребляли при зубной боли. На Украине широко использовали  чабрец, которым набивали матрасы и посыпали пол.  В то же время в литературе известно,  что эфирное масло чабреца содержит соединения, обладающие противомикробным действием. Русскую баню, в которой парятся вениками из полыни, дуба и вереска, можно истолковывать как использование летучих фитонцидов,  так как сейчас  известно, что листья этих  растений, особенно молодые,  усаженные многочисленными железками,  выделяют целебные фитонциды. На  Кавказе  для  предохранения от эпидемических  заболеваний  люди  носили   на  шее  луковицы  чеснока.  В  России широко  практиковался    способ  лечения  в  атмосфере,  наполненной  летучими  выделениями  из  распаренных  растений.  Такой  способ  лечения   назывался  " чепучинным  сидением"  ( от  слова  "чепучина"  -  деревянная  камера  для  лечебных  процедур).   На  Кавказе  для  лечения  ревматизма  ног  применяли  такой  способ.  В  яме  разводили  костер.  Пока  он  горел,   на  лугу  косили  траву  и  закладывали  в  горячую  яму,   из  которой  предварительно  выгребали горящие  угли.  Больной опускал   ноги   в  яму  с  травой.  Сверху  плотно  прикрывали,  чтобы  испарения  не  улетучивались  в  атмосферу.

К лечению летучими фитонцидами можно отнести также ингаляции паров эфирных масел и распаренных растений.  Широко практиковались у нас ингаляции паров скипидара, в Средней Азии при простуде вдыхали пары распаренной травы лаванды. В медицинскую практику вдыхание лекарственных веществ вошло с созданием в 1858 г. М.Салес-Жироном аппарата для ингаляций.

В 1886 г. доктор Дж.Пембертон (изобретатель кока-колы) сообщил, что в своей секретной формуле 7Х использовал корицу, кориандр, померанец, лимон, мускатный орех и апельсин.

Выдающийся французский хирург Амбруаз Паре утверждал, что особенно сильным возбуждающим действием обладают запахи шалфея и розмарина. Следует отметить, что и основоположник го­меопатии С.Ганеман успешно лечил ароматом растений многие бо­лезни.

Термин "ароматерапия" (дословно - использование запаха в качестве лекарства) впервые ввел в обиход французский химик док­тор Рене М.  Гаттефоссе в 1928 году. Рене  занимался исследованием эфирных масел как потенциальных составляющих косметики. Однако наблюдения привели его к оценке и антисептических свойств масел. Однажды, работая в лаборатории, Гаттефоссе сильно обжег руку при взрыве. Тут же погрузил ее в лавандовое масло, которое случайно оказалось под рукой. К его изумлению ожог зажил очень быстро, без нагноения или шрама. В ре­зультате Гаттенфоссе заинтересовался удивительными свойствами эфирных масел. Во время первой мировой войны Гаттефоссе испытывал эфирные масла на пациентах в военных госпиталях и получил впечатляющие результаты, используя ромашковое, тимьяновое и лимонное эфирные масла. Выяснилось, что они оказывали не только антимикробное действие, но и одно­временно ускоряли заживление ран и ожогов. Об этом Гаттефоссе написал в своей книге "Ароматерапия":  "… врачи  и  химики  были  бы  поражены  тем  многообразием  душистых  веществ,  которые  могут  использоваться  в  лечебных  целях,  и  огромным   разнообразием  их  химических  функций.   Кроме  своих  антисептических  и  антимикробных  свойств,  они  обладают  антитоксическими и  антивирусными  свойствами,  они  обладают  мощным, возбуждающим  энергию  эффектом  и  заживляют  раны.  В  будущем  их  роль  даже  возрастет".  Это  пророчество  сбылось.  Целый  ряд  исследователей  и  пионеров  ароматерапии  способствовали  этому. Так, доктор Д.Валне,  вдохновленный  работами  Гаттефоссе, использовал  эфирные  масла  в  качестве   антисептиков  для  лечения  ран  во  время  второй  мировой  войны, а также   в  борьбе  с  туберкулезом,  диабетом,  раком  и  другими  серьезными  болезнями.  В  1964г.  Вальне  обобщил свои исследования в  монографии  под  названием  "Ароматерапия".

 Развитию  ароматерапии  в  значительной  степени  способствовала  Маргарита  Маури,  австрийский  биохимик  и  косметолог.  С  1940  года  и  до  своей  смерти  в  1968  году  она  опубликовала  две  книги,  читала  лекции  на  эту  тему и  открыла  центры  ароматерапии в   Париже,   Швейцарии  и  Англии.   Маури  вела  курсы,   информирующие  об омолаживающем  и  косметическом  эффектах ароматических масел.

Паоло Ровести, директор Института происхождения растений в Милане, к примеру, смог показать, что депрессию и беспокойство можно вылечить при помощи ингаляции с маслами определенных растений. Ровести считал, что запахи помогают высвобождению подавленных эмоций и воспоминаний, которые способствовали заболеваниям его пациентов.

Серьезные исследования эфирных масел проводились в России, а затем в СССР. В  конце  прошлого  века  русский  врач  В.А.. Манассеин  предложил  применять  некоторые  запахи  для  борьбы  с  болезнями (воздухолечение),  но   не  нашел  поддержки  современников.  В  30-е  годы  уже  нашего  века  биолог  Б.П. Токин  высказал  мнение  о  важном  биологическом  значении  эфирных масел   как  стимуляторов  и  ингибиторов  физиологических  функций  организма.  В  те  же  годы  советский  врач  А.А. Кюнцель  одним  из  первых  предложил  термин  "ароматерапия"  -  лечение  запахами.  Он  с  успехом  применял  при  неврозах ароматические  ванны  с  сосновым   и  валериановым  экстрактами.  У  больных  поднималось  настроение,  улучшался  аппетит.  Эффективно использовали  летучие фитонциды во время Великой Отечественной войны при незаживающих инфицированных ранах. Л.З.Гейхман первым имитирован фитонцидный фон хвойного леса в помещении для лечения больных с патологий бронхолегочного аппарата. Фундаментальные исследования, обобщенные в многочисленных монографиях, проведены украинскими учеными Н.М.Макарчуком, Я.С.Лещинской, Ю.А.Акимовым. Ими убедительно показано, что применение композиций  эфирных масел повышает работоспособность человека и улучшает воздушную среду в системе "человек-машина-среда".

  Широко известны работы крымских ученых. Так, в Крымском  НИИ физических методов лечения и медицинской климатологии им.И.М.Сеченова В.В.Николаевский, А.Е.Еременко, М.И.Говорун, В.В.Мешков и другие  разработали методики использования эфирных масел в качестве мощных антиоксидантных средств для выведения радионуклидов из организма и лечения лучевой болезни. Исследования, проведенные С.С.Солдатченко, А.В.Пидаевым, А.Ф.Пьянковым   (Крымский НИИ им.И.М.Сеченовыа)  и Г.Ф.Кащенко (комбинат "Крымская роза")  показали целесообразность применения эфирных масел и продуктов их переработки (вод и восков) в  кардиологии и пульмонологии. 

До настоящего времени среди  специалистов  существуют  различные  мнения  о  сфере  действия  ароматерапии. Так, профессор   Г. Бухбауэр  из   Вены  ограничивает  методы  ароматерапии  приме­нением  эфирных  масел   исключительно  через  вдыхание. Американские же и британские ароматерапевты, например,  Ш. Прайс,   считают,  что  ароматерапия  должна включать  все  формы  лечения с  использованием  эфирных  масел  и,  следовательно,  также   их  прием   внутрь.  По  нашему  мнению,  наиболее оптимальным является определение польских специалистов В.Бруда и И.Конопацкой, согласно которому ароматерапия  -  метод  лечения  с  применением  натуральных  эфирных  масел,  вводимых  в  организм  через  дыхательные  пути (обонянием,  вдыханием,  ингаляцией)  и  через  кожу  (массаж, ванна, компресс и т.п.). Обоснование  такого  определения  вытекает  из  того,  что  независимо  от  вида  процедуры  масла  попадают в   организм  обоими  путями,  так  как  во  время  ванны  или  массажа  мы  вдыхаем  пары  масла,  а  во  время  ингаляции  кожа  впитывает  масло  из  воздуха.  Во  всех  этих  случаях  компоненты  масел  поступают  в  организм  в неизменной  форме,  т.е.  в  такой,  в  какой  содержатся  в  природе.   Применение  масел  внутрь   вызывает  действие  на  них  пищеварительной  системы,  в  результате  чего  происходит  изменение   химического   состава,  а  следовательно,  и  свойств.

 

 

 



Хостинг от uCoz